Игра Тупик

Тезис. Игра Тупик в большей мере, чем иные игры, способна подчеркивать манипулятивный характер игр в общем, а также их свойство преграды на пути к близости. Как бы не было это парадоксально, она заключается в умелом отказе играть в игру, которая была предложена другим супругом.

1. Жена предлагает мужу сходить в кинотеатр. Он соглашается.

2. Вариант первый. Жена, собираясь в кино, «случайно» допускает промах. Совершенно естественно она в разговоре упоминает, что их дом нуждается в покраске. Стоит это не так и дешево, а муж вот недавно сказал ей, что у них сейчас с деньгами туговато. Он просил жену не приставать к нему с незапланированными расходами хотя бы до начала следующей недели. Момент для обсуждения покраски дома был выбран явно плохо, и муж отвечает жене в грубой форме.

Вариант второй. Муж, собираясь в кино, начинает разговаривать в таком тоне, что жене становится трудно удержаться, чтобы не поговорить о необходимости покрасить дом. Как и в первом случае, муж отвечает жене в грубой форме.

3. Жена обижена; она сообщает мужу о том, что у него явно очередной приступ плохого настроения, поэтому она с ним в кинотеатр не хочет идти: пусть он сам идет. Он заявляет, что так и планирует сделать.

4. Муж собирается сходить в кино (или погулять с детьми), оставив жену дома лелеять ее оскорбленные чувства.
Скрытыми механизмами этой игры может быть следующее:

А. Жена прекрасно знает, что обиду мужа не нужно принимать всерьез. На самом деле он хочет, чтобы жена продемонстрировала, как она ценит его тяжкую работу на благо семьи. И потом они, весьма счастливые, смогут вместе сходить в кино. Однако жена отказывается ему подыгрывать, и он ощущает, что его предали. Муж уходит, полный разочарования и обиды, а она, оскорбленная, остается дома, но втайне чувствует себя победительницей.

Б. Муж прекрасно знает, что досаду жены нельзя всерьез принимать. По-настоящему ей хочется, чтобы муж ее приласкал и просил не обижаться. И тогда они, вполне счастливые, вместе сходят в кино. Однако он не собирается ей подыгрывать, хотя и понимает, что поступает с ней нечестно. Ему известно: она хочет, чтобы ее ласково стали уговаривать, но притворяется, что этого не понимает. Он охотно уходит из дому, с большим чувством облегчения, но с оскорбленным видом. Жена же остается дома, полная разочарования и обид.

С точки зрения незаинтересованного наблюдателя, в каждом случае позиция победителя безупречна; она (или он) просто поняли своего партнера в буквальном смысле. В случае Б, когда муж принимает отказ жены сходить с ним в кино за правду, это весьма очевидно. Им обоим известно, что это неправда, но, когда жена сказала эти слова, то она сразу же оказалась в тупиковом положении.
Самое очевидное «вознаграждения» это внешние психологические. Для этой семейной пары кино может стать источником сексуального стимулирования. Они оба ожидают интимных отношений после возвращения из кино. Следовательно, тот из супругов, кто пытается избежать сексуальных отношений, начинает «шагом» из первого или же второго варианта данной игры. Это самый невыносимый вариант игры «Скандал».

Естественно, «оскорбленная» сторона, будучи в состоянии справедливого гнева, весьма оправданно не желает заниматься сексом, и загнанный в тупик муж (жена) оказывается, таким образом, в сложном положении.

Антитезис. Для жены он весьма прост. Все, что от нее нужно, — это передумать, взявши своего мужа под руку и, мило улыбаясь, пойти вместе с ним (переход из позиции Я Ребенка в позицию Я Взрослого). У мужа теперь положение намного затруднительнее, так как инициативу «забрала» жена. Но, оценив целиком всю ситуацию, он, наверняка, сможет уговорить жену сходить вместе с ним в кинотеатр, или же он сумеет ее успокоить, как рассердившегося Ребенка, или, что еще лучше, как Взрослого.

В несколько другом виде игра «Тупик» считается семейной игрой, в которой могут принимать участие и дети. В данной игре в тупик загоняют ребенка: все, что он делает, постоянно оказывается нехорошо.

Г. Бейтсон и его последователи полагают, что это состояние — важный этиологический фактор появления шизофрении. В данном случае шизофрения может выступать тем антитезисом, который обычно ребенок противопоставляет игре «Тупик». Результат лечения взрослых шизофреников при помощи анализирования игр подтверждает данное предположение. И, соответственно, когда подготовленному пациенту помогают проанализировать семейную разновидность игры «Тупик» и объясняют, что шизофреническое поведение у него возникает в целях противостоять игре, то у больного обычно наступает частичная или же полная ремиссия.

Самая обычная форма игры «Тупик», в которую играет вся семья и которая на самом деле может оказывать влияние на формирование характера ребенка, чаще всего наблюдается тогда, когда мать или отец относится к типу Родителей, повсюду сующих свой нос. Возможна также ситуация «двойного нажима»: девочку или мальчика просят почаще помогать по дому, однако, когда ребенок на самом деле начинает принимать самое активное участие в домашних делах, то родители всегда отыскивают недостатки в его работе.
Порой Тупик» превращается в этиологический фактор астмы.
Маленькая девочка: «Мам, а ты меня любишь?»
Мать: «А что означает «любишь»?»

Данный ответ загоняет ребенка в тупик. Девочка хочет пообщаться со своей матерью, но мать может перевести их разговор в область философии: маленькой девочке эту тему не осилить. Ей становится тяжело дышать, мать испытывает раздражение, происходит приступ астмы, мать просит прощения, а «Игра в астму» следует своим чередом. Данному «астматическому» варианту игры «Тупик» необходимо дальнейшее изучение.

В психотерапевтических группах порой можно встретить достаточно элегантный вариант «Тупика».
Первый собеседник: «Ну, чтоб там ни было, но пока мы ничего не говорим, никто в игры так и не играет».
Второй собеседник: «Молчание само по себе также считается своего рода игрой».
Третий собеседник: «Никто сегодня ни в какие игры так не играл».
Второй собеседник: «Однако отказ от игр также может считаться игрой».

Терапевтический антитезис в данном случае также элегантен: логический парадокс запрещается. Лишенный возможности обратиться к своему обычному маневру, второй собеседник быстро осознает тревожность, лежащую в основании его поведения.

Тесную связь с игрой «Тупик» имеет еще одна игра «Пакет с завтраком». Супруг, у которого есть прекрасная возможность разрешить себе в обеденный перерыв отправиться в хороший ресторан, но, тем не менее, каждое утро готовит пару бутербродов и уносит их с собой на работу в бумажном пакете. При этом он пользуется остатками вчерашнего обеда, черствым хлебом, что откладывает для него жена. Следовательно, он может в полной мере контролировать семейные финансы, потому что разве супруга посмеет купить себе норковую шубку, наблюдая такое самопожертвование. Кроме того муж получает и многие иные «вознаграждения», к примеру, привилегию возможность подогнать работу во время обеда и обедать в одиночестве. Данная игра во многих отношениях является конструктивной, и ее одобрил бы сам Б.Франклин, потому как она одобряет такие добродетели, как добросовестная работа, бережливость и пунктуальность.

Оцените статью
Саморазвитие, успех - Жизнь на все 100%