Классификация игр

Известно, большое количество переменных, на основе которых анализируются времяпрепровождения и игры, вполне могут служить базой для их систематического классифицирования. Некоторые наиболее очевидные виды классификации игр основываются на описанных ниже факторах. В скобках приведены названия той или иной игры.

1. Количество участников: игры, предназначенные для двоих («Фригидная женщина»), для троих («А ну-ка, подеритесь»), для пятерых («Алкоголик»), для многого числа игроков («Почему бы вам не… — Да, но»).

2. Материалы, который используется: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне нужна операция»).
3. Клиническая типология: истерический тип («Динамо»), имеющий синдром навязчивости («Гость-растяпа»), параноидальный тип («Ну почему такое происходит именно со мной?»), депрессивный тип («Опять я за старое!»).

 

4.Психодинамические свойства: контрфобическое («Если бы не ты»), проецирующее («Родительский комитет»), интроецирующее («Психиатрия»).

5. Классификация согласно инстинктивным влечениям: мазохистское («Если бы не ты»), садистское («Гость-растяпа»), фетишистское («Фригидный мужчина»).

Помимо классификации игр по количеству участников, также можно описать еще несколько количественных характеристик.

1. Гибкость. В некоторых играх (к примеру, «Должник» либо «Мне нужна операция») можно играть, но пользуясь только одним материалом; относительно других игр, то они в этом больше гибкие.
2. Цепкость. Одним людям легко отказаться от своих игр, в то время как другие упорнее.
3. Интенсивность. Одним играется налегке, другим — с напряженностью и агрессивностью. Соответственно подобные игры имеют названия: легкие и серьезные.

Зависимо от трех последних описанных характеристик игры можно подразделить на спокойные и буйные. У тех людей, которые психически неуравновешенны, игры могут делиться на несколько этапов. К примеру, параноидальный шизофреник на первом этапе может начать с плавной, легкой разновидности «Вы только задумайтесь, какой ужас!» (причем может бросить ее в любой момент) и постепенно достичь на третьем этапе цепкой и жесткой игры в полной мере.

Различают такие уровни игры:

а) игра первого уровня — социально допустимая определенного круга людей;
б) игра второго уровня — такая игра не может нанести непоправимый ущерб, однако игрокам предпочтительнее скрывать ее от чужих;
в) игра третьего уровня обычно ведется до крайней «точки» и может окончиться зале суда, операционной, или же в морге.

Помимо того, игры поддаются классифицированию на базе ряда иных факторов: роли, цели игры, самые более очевидные «вознаграждения». Классификация происходит, основываясь лишь на социологических факторов.

Подробнее об играх

Вы познакомитесь с коллекцией игр, которая продолжает стремительно пополняться. Порой, внимательно изучив какой-либо конкретный пример, кажущийся вариантом уже понятной игры, мы снова делаем вывод, что это совершенно новая игра. Иногда, наоборот, игра, казавшаяся нам новой, на самом деле лишь вариант старой. По мере получения информации вносятся изменения и в методику анализа.

Большинство игр обсуждаются и тщательно анализируются. Другие, требующие дальнейшего изучения и менее распространенные, просто упоминаются.

Игры разбиваются на группы согласно ситуаций, в которых они часто могут встречаться, например «Супружеские игры», «Игры в компаниях, на вечеринках», «Игры на всю жизнь», «Игры преступного мира», «Сексуальные игры».

Обозначения

В анализе какой-либо игры будут применяться следующие обозначения.
Название. Здесь будет указываться полное определение игры.
Тезис. Он будет максимально четко и убедительно сформулирован.
Цель. В данном разделе приводится наиболее осмысленный и значимый выбор из вероятных целей.
Роли. Сначала дается роль Водящего, и именно с его точки зрения и будет обсуждаться вся игра.
Иллюстрации: 1) приводятся примеры игры в той форме, в какой в нее обычно играют в детстве, а также обозначен определенный ее прототип, который достаточно легко может быть узнаваемым. 2) приводится пример из жизни.
Парадигма. Если возможно, то самым коротким способом будут описываться критические трансакции на психологическом и социальном уровнях.

Ходы. Описываются минимально встречающиеся на практике трансакционные стимулы и реакции. В различного рода ситуациях данные шаги могут дополняться, а также перемещаться с необязательными или до бесконечности «украшаться».

«Вознаграждения»: 1) внутренние психологические — делается попытка установить, каким же образом игра может увеличивать психическую стабильность; 2) внешние психологические – будут приведены попытки установить, каких какой близости или тревожных ситуаций избегает Водящий; 3) внутренние социальные — приводятся типичные фразы, употребляемые при игре с близкими людьми; 4) внешние социальные — приводятся ключевые фразы, произносимые в менее интимном кругу во времяпрепровождении, производном от определенной игры или в самой игре; 5) биологические – определения видов «поглаживаний» в данной игре, что предлагаются ее участникам; 6) экзистенциальные — описывается жизненная позиция, на основе которой игроки участвуют в той или иной игре.
Похожие игры. Дается список родственных игр, а также тех игр, что могут быть дополнением к данной или тех, которые содержат к ней антитезис.

Адекватно понять игру возможно только в психотерапевтических ситуациях. Причем к психотерапевту довольно часто приходят люди, которые играют в деструктивные, а не в конструктивные игры. Следовательно, лучше исследованы как раз деструктивные игры, но не стоит забывать, что есть и конструктивные игры — в них играют более успешные люди. Чтобы уберечь термин игры от вульгаризации (такой судьбы не избежало большинство психиатрических терминов), необходимо еще раз уяснить, что оно имеет достаточно четкие границы. Исходя из описанных выше критериев, нужно отчетливо разграничивать, с одной стороны, игры, а с другой — ритуалы, процедуры, времяпрепровождения, операции, установки и маневры, возникающие на основе разных жизненных позиций. Игра ведется с некоторой жизненной позиции, однако ни она, ни ее определенная установка не являются игрой.

Оцените статью
Саморазвитие, успех - Жизнь на все 100%