Поскольку исторически среди гуманитарных наук психология появляется гораздо позже, чем философия, постольку рассмотрение эволюции понятия интуиции должно начинаться с истоков философии.
В античности, в частности в учении Платона, уже выделяется интуитивное начало в противовес логическому и чувственному. У эпикурейцев близок к понятию интуиции феномен непосредственного познания. Филон Александрийский и Плотин выделяют специальные термины для обозначения непосредственного мгновенного постижения (озарения).
Перевод этого греческого понятия на господствовавший в европейской культуре первых веков нашей эры латинский язык был сделан христианским философом Боэцием (V в.). Новый термин «intuitus» происходил от глагола intueri «всматриваться», «проникать взглядом» или даже «мгновенно постигать»).
В XIII веке труды Боэция были переведены немецким монахом Вильгельмом из Мёрбеке, Термин «интуиция» с этого времени становится частью западноевропейской философской терминологии.
Ученый Кристиан Вольф перевел термин «intuitio» на немецкий язык как «Anschauung» или «anschauende Erkenntnis» (интуитивное познание).
В этом смысле термин стал употребляться у немецкого философа Канта, а философы других европейских стран переводили слово Anschauung термином intuition (фр., англ.), intuizione (ит.), intuicion (исп.) или «интуиция» в русском языке.
Все эти термины передают смысл непосредственного постижения, некоего мгновенного «узрения», когда приводящий к открытию процесс, как правило, не осознается.
Спиноза понимал интуицию как процесс познания неэмпирической истины, например Бога.
За рубежом исследования интуиция в философии не прекращались. В частности, религиозную трактовку интуиции развивали философы-неотомисты Ж. Маритен и Э. Жильсон.
В XX веке Олпорт, Т. Бастик и М. Деннис рассматривали интуицию как полное понимание или постижение за пределами рассудка, вне логических выводов.
Исследователи Нисбетт и Росс трактуют интуицию как выводы, получаемые на основе частичной/неясной информации. Той же точки зрения придерживается в своих исследованиях и Весткотт.
Как видим, историко-философский анализ феномена интуиции свидетельствует о том, что под этим феноменом понимается, прежде всего, специфический способ познания, который отличается и от чувственного, и от логического. Определением того места, которое занимает интуиция в человеческой культуре, занимается такая отрасль философских наук, как гносеология.
С точки зрения гносеологии, интуиция в философии проявляет себя следующим образом:
• позволяет задавать вектор новых научных исследований,
• стимулирует выбор методов и приемов исследований,
• способствует формированию наглядных мысленных моделей объектов,
• позволяет истолковывать эмпирические данные и конструировать фундаментальные теоретические понятия.
• Интуиция как процесс проявляется во множестве сфер человеческой деятельности. Этот процесс изучался первоначально философами, а затем и психологами, и сегодня понятие интуиции имеет много трактовок.
• Ряд первоначальных трактовок связывает интуицию с религиозным чувством, но в психологии этот феномен находит научное обоснование.
• Во-первых, интуиция — это свойственная человеческому сознанию способность к ускоренному и внезапному переходу от предшествующих представлений к вытекающим из них. В основе новых представлений лежит или предшествующая историческая практика (научное интуитивное познание) или индивидуальный опыт (творчество, социальные оценки, индивидуальная реакция на ситуации, сопряженные с риском и потому требующие немедленных решений). Результат проявления интуиции, тем не менее, не обязательно должен являться безошибочным (исходя из неверных посылок, не получим верного результата).
• Во-вторых, под интуицией должен пониматься и специфический способ взаимодействия двух начал в познании — чувственного и логического. В таком случае результаты действия интуиции могут выступать как знание определенного рода, именуемое «интуитивным знанием». В науке оно может использоваться с учетом последующей тщательной экспериментальной проверки.