Интеллект и творчество

Как взаимосвязаны интеллект и творчество? Можно ли быть интеллектуалом, но не быть креативным, или же эти две характеристики неразрывно связаны? Ответ на эти вопросы ученые ищут уже более ста лет.

В нашем постиндустриальном обществе понятие «интеллект» уже давно вышло за рамки знаний, умений, навыков. Теперь интеллектуальность неразрывно связана с применением знаний на практике, проникновением в самую суть фактов, пониманием сути вещей и формированием ключевых компетенций. Например, если взять любой тест на уровень интеллекта, мы увидим, что воспроизведение готовых знаний нам не поможет. Чаще всего это тесты на логику, технической направленности. Средним уровнем условно считается результат в 100 баллов.

Креативность же связана с созданием чего-то нового, оригинального. Творческий уровень определяется совсем иными тестами. Например, человеку предлагают найти наибольшее число вариантов решения проблемной задачи. В таком тесте оценочных критериев будет два — по количеству ответов и по оригинальности. Можно также предложить тестируемым сочинить стих или нарисовать картину, а для объективности проверяющими выбрать поэта или живописца. Сутью творчества является прежде всего преодоление стереотипного мышления.
Таким образом, оценка результативности теста на интеллект и креативность разнятся. В первом случае ожидается единственно верный ответ, во втором — наоборот, множество оригинальных.

Но как все-таки связаны ум и творчество? Часть исследователей пришла к выводу, что эти характеристики обособлены и не влияют друг на друга. В одном исследовании выяснилось, что дети с высоким уровнем IQ и явным талантом весьма самоуверенные, успешные, легко приспосабливаются. Дети с низким IQ и без интереса к творчеству довольны собой, жизнью, а их минусы порождают плюсы в виде коммуникабельности, организованности. Но дети с низким уровнем интеллекта и высокой креативностью несчастливы. У них низкая самооценка, неуверенность в своих силах, проблемы с одноклассниками. Не все гладко и у четвертой группы испытуемых. Интеллектуально развитые, но не творческие дети стараются больше учиться, но подвержены боязни неудачи и страху высказать собственное мнение.

Итак, две последних категории детей имеют существенные психологические барьеры. Понятно, что высокий интеллект и высокая креативность не могут вызвать отрицательного действия, а напротив, открывают широкий круг возможностей для их обладателя. Испытуемые с низкими показателями обеих характеристик вовсе не имеют трудностей.

Есть и другой взгляд на проблему. Так, по модели Торенса, интеллект — это основа креативности. Субъект с высоким интеллектом необязательно будет творческим, но при низком IQ творчество вообще невозможно. Поэтому Торенс вывел модель так называемого порога: до значения IQ примерно в 116-119 баллов креативность и интеллектуальность развиваются прямопропорционально друг другу. А при более высоком интеллектуальном уровне характеристики становятся независимыми. Выходит, что только гении способны выказывать, или не выказывать творческих способностей, а у обычных представителей общества ум остро необходим для креативности.
Большая часть ученых придерживается третьей теории. Она самая банальная. Согласно ей, интеллект тесно связан с творчеством, то есть чем умнее человек, тем он и креативнее.

В данном вопросе можно выделить важные нюансы. Например, главный фактор развития творческого потенциала — это освоение навыков нестандартного мышления. Человек может быть очень умным, но если в школе его не обучили мыслить нестереотипно, критически, то ему будет крайне сложно самому выдать оригинальную идею. И наоборот, если ребенка обучали по современным методикам: давали ему проблемные задачи, где ему приходилось искать новые способы добывания истины, развивали теоретическое и понятийное мышление, учили самостоятельности — он скорее станет генератором идей.

Возможно ли измерить или оценить интеллект и творчество? Вопрос спорный. Несмотря на сотни тестов, до сих пор не выведено единого объективного критерия для оценки этих характеристик. Всем известный тест на IQ имеет ряд минусов. К примеру, как оценить интеллект человека с гуманитарным складом ума, если большинство заданий в тесте связаны с геометрическими и математическими действиями?

Еще сложнее обстоит дело с творческим потенциалом. Творчество — оригинальный процесс, это создание нового продукта, ранее не известного. Значит, любой критерий все равно будет субъективен, ведь нельзя измерить отражение чужого мировоззрения.

Проводились интересные исследования по оценке не индивидуального интеллектуального уровня, а уровня целых наций. Самыми умными по статистике оказались азиаты со средним IQ в 110 баллов. На последнем месте оказались африканцы со средним значением в 66 баллов. Золотую середину составили европейцы и их средние 100 баллов. Автором данного исследования был Р.Линн. Он же и выявил интересную деталь: азиаты, обладающие самым незаурядным интеллектом, проигрывают жителям Европы по количеству творческих премий, таких, как Нобелевская. Следовательно, европейцы более креативны, несмотря на средний уровень IQ, что возвращает нас к основам модели Торенса.

Что же тормозит развитие изучения вопроса связи интеллект и творчество? Прежде всего, как уже говорилось выше, отсутствие объективных критериев оценки. Вторая проблема, озвученная многими профессиональными психологами, кроется в погружении в определенную сферу деятельности. То есть, чтобы познать сам феномен творчества, необходимо глубоко вникнуть в ту науку, в которой он проявляется. Общая проблематика переходить к частным сложностям изучения видов творчества.

Мог ли гениальный ученый ничего не открыть в области своей науки? Мог ли всемирно известный интеллектуал-писатель не привнести новое видение в мир литературы? Таким образом, деление интеллекта и творчества можно назвать условным.

Оцените статью
Саморазвитие, успех - Жизнь на все 100%