«Быть таким, как нужно» — а нужно ли это?
Как следует думать, реагировать, действовать — всему этому мы неосознанно учимся друг у друга. Точнее, у тех людей и источников информации, которые кажутся нам достаточно авторитетными. Это естественно. Механизм подражания — это данный природой способ обучения необходимым навыкам и психосоциальной самозащиты. Пока ты выглядишь и ведешь себя «как надо», comme il faut, по выражению основоположников моды, французов, ты как бы защищен от насмешек, игнорирования.
Но действительно ли необходимым является все то, чему нам предлагается следовать и учиться? Речь идет не о прямых указаниях, а о формировании в наших умах понятий «нужно делать так» путем влияния того, что и принято называть модой.
Википедия довольно полно определяет моду как «временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры».
Именно господство. Господство стиля и наше ему подчинение. Полагаете, следование моде выражается лишь в длине юбок, ширине брючин, форме сумок и головных уборов?
К сожалению, в этом состоит только очень малая часть обезличивающего влияния моды. Юбка или шляпа, не соответствующая вашей индивидуальной внешности – это мелочь, на которую можно согласиться даже просто ради удобства или права занимать определенное рабочее место: корпоративный стиль в одежде, служебная форма, негласные требования для педагогов или сотрудников ресепшн и т.д.
Но вот допустимо ли, чтобы правила, не являющиеся на самом деле важными и необходимыми, настолько определяли даже наш образ мыслей, формировали наши решения, не просто сужая выбор, а полностью контролируя жизнь? Произнесите это и вы поймете, что не согласны с самой идеей. Незначительные, маловажные по сути установки и правила не могут вас контролировать, это неуважение к себе, как к личности.
А что на деле? Мы руководствуемся модой, выбирая себе профессию, хобби, друзей, даже любовь. Индивидуальность человека оттесняется на второй план. Мы ощущаем себя успешными или неуспешными в зависимости от того, соответствуют ли моде наши физические параметры, наш склад характера (раз ты по характеру не «крепкий орешек» и не ведешь себя как герой очередного «культового» сериала, то ты вроде бы уже второй сорт). Причем речь идет уже о людях взрослых хотя бы по паспорту, влияние моды на детей и подростков – тема для отдельного разговора, причем очень длинного.
Кому выгодно?
Но наталкиваясь на настолько мощное явление, имеющее свои негативные стороны, разумный человек задумывается и над вопросом: откуда это взялось и кому выгодно?
Великий знаток человеческих характеров, английский драматург Бернард Шоу метко назвал моду контролируемой эпидемией, предложив домыслить: раз явление контролируется, то значит, кто-то заинтересован в его существовании и развитии.
Индустрия моды – явление в целом понятное и очевидное. Его можно принимать или в большой мере игнорировать и жить полноценной жизнью, не жертвуя своей индивидуальностью. Но современное общество построено так, что для достижения и поддержания жизненного успеха очень многим приходится идти против собственной природы и желаний даже в личной сфере.
Так в чем же заключается психология моды? Вам нравится выглядеть скромно, одеваться практично и удобно, а ваше положение требует покупать бренды и быть в тренде? Поступаемся своими желаниями и в этом.
Вы с детства обожаете мотоциклы и предпочли бы добираться на работу огибая пробки на «железном коне» достойной породы? Неприлично, вы же не курьер какой-нибудь…
Дальше – больше. Немодно быть верным в браке, отдыхать на не самом дорогом и престижном курорте. Девушки осваивают модное «искусство быть стервой», требуя материальных благ взамен за интимное общение – это тоже своего рода модное веяние. Конечно, красавицы, готовые набивать цену своей прелести были всегда, как и люди, готовые транжирить деньги. Но реклама и СМИ грамотно поставили товарно-денежные отношения во главу угла, доказывая потребителю, что вот эти товары, услуги, развлечения – совершенно необходимы. Что ради них можно жертвовать не только силами и временем, но личными отношениями и собственной индивидуальностью.
Что же мы имеем в «сухом остатке»? Следуя моде человек тратит на «правильную» модель кроссовок, машин, телефона и т.д. собственную жизнь, которую мог бы прожить не так модно, но куда более счастливо и оставаясь самим собой.