Чувство независимости может быть достижимым при помощи высвобождения или пробуждения трех способностей: «включенность в настоящее», «спонтанность» и «близость».
Под «включенностью в настоящее» понимается умение видеть что-либо конкретное или же слышать, к примеру, как поют птицы, и делать это так, словно умеешь только ты, а не так, как тебя обучали. Есть все основания думать, что маленькие дети слышат и видят совсем иначе, не так, как взрослые, и что в первые годы свей жизни их отношение к окружающему миру менее интеллектуально и более эстетично.
…Маленький мальчик восторженно смотрит на птиц и слушает их пение. Неожиданно приходит «добрый» отец. Он ощущает необходимость поучаствовать в развлечении сына и пытается его «развивать». Отец сыну говорит: «Вот это поет сойка, а теперь чирикает воробей». Но, как только мальчик старается различать птиц, он тут же перестает их видеть птиц и слышать их пение. Ему теперь следует видеть и слышать только то, чего от него хочет отец. Впрочем, позиция отца весьма оправданна, ведь он понимает, что сын не станет всю жизнь заниматься лишь слушанием пения птиц. Чем раньше мальчик начнет свое личное «образование», то тем лучше. Возможно, он станет орнитологом, когда вырастет. Но только немногие люди способны сохранить свою детскую способность слышать и видеть. Наверное, из-за этого многие представители рода человеческого навсегда теряют возможность стать поэтами, музыкантами или живописцами, так как они весьма рано утрачивают способность непосредственно слышать или видеть. Это происходит по той причине того, что они всё получают из вторых рук.
Возвращение способности снова непосредственно видеть и слышать носит название «включенность в настоящее». По своей психологической натуре «включенность» является восприятием, родственным эйдетическим образам. Наверняка, у некоторых индивидов данное восприятие существует в области обонятельных и вкусовых ощущений, что открывает огромные возможности в соответствующих областях деятельности, к примеру, косметологам, поварам, кондитерам, чьи вечные проблемы состоят в том, чтобы отыскать аудиторию, способную по-настоящему оценить их творения.
«Включенность» предполагает настоящую жизнь, именно в этот момент, а не в прошлом или же в будущем. Давайте рассмотрим в роли примера иллюстрации человека за рулем автомобиля, который торопится на работу. Этот пример разрешает проанализировать некие возможности, которые характерны для американского способа жизни. Три описанные ниже распространенные ситуации являются ответами на важный вопрос: «Где же находится сознание человека за рулем, в тот момент, когда его тело в автомобиле?»
1. Главная забота человека за рулем – это добраться на работу вовремя. Он – намного дальше всех от жизни » сейчас и здесь». Пока его тело находится в автомобиле, а сознание уже у дверей офиса, этот человек абсолютно не видит своего непосредственного окружения, разве только оно не служит преградой на его пути к своей цели. Это — «Ничтожество». Главная его забота — как он будет смотреться в глазах начальства. Если же он все же опоздает, то попытается предстать перед начальством выбившимся из сил и запыхавшимся. В это время руководит угодливый Ребенок, который играет в игру «Смотри, как я старался». Пока человек управляет автомобилей, он совершенно полностью зависим, так как он ни жив, ни мертв от своего страха. Вполне возможно, что это самые благоприятные условия для развития коронарной недостаточности и гипертонии.
2. Человек-Брюзга озадачен не столько тем, чтобы прийти вовремя, сколько придумыванием уважительных причин для своего опоздания. Плохие случайности: не вовремя и часто загорающийся красный свет светофора, глупость окружающих или неумелая езда замечательно вписываются в такую схему, и в глубине души он доволен им, так как они способствуют его игре «Смотрите, до чего они меня довели», в которую играет его праведник-Родитель или взбунтовавшийся Ребенок. Он также не замечает вокруг себя ничего, за исключением того, что может вписываться в его игру, так что он словно «жив наполовину». Тело данного человека — в автомобиле, а его сознание находится в поисках несправедливости и недостатков.
3. очень редко встречается так сказать «водитель по призванию», для которого вождение автомобиля — любимое увлечение и настоящее искусство. Умело и быстро пробираясь вперед в потоке машин, он как бы сливается в единое целое со своим авто. Он замечает окружающее лишь в той степени, в которой оно дает ему возможность продемонстрировать свое искусство: это и есть для него «вознаграждение». Помимо этого, он глубоко может чувствовать себя и свой автомобиль, которым он так прекрасно управляет, и в такой мере он живет. Подобное управление машиной формально считается времяпрепровождения для Взрослого, но Родитель и Ребенок при этом также получить удовольствие.
4. В четвертую категорию входят люди, словно «включенные» в окружающий мир, которые никуда не спешат, так как живут в настоящем, словно в гармонии с окружающим вокруг. Спешить — означает пренебречь окружающим миром и думать лишь о том, что еще нельзя увидеть за поворотом дороги, либо о самых обычных преградах, либо исключительно о самом себе. Как-то один японец торопился на электричку. А европеец, который его сопровождал, подметил, что они сэкономят минут двадцать, если поедут на экспрессе. Так они и решили сделать. Когда они оказались у Центрального парка, человек, который спешил на электричку, к огромному удивлению своего друга, присел на скамью. «Если мы смогли сэкономить эти двадцать минут, — пояснял он, — то вполне можем разрешить себе посидеть это время, наслаждаясь пейзажем». Человек, который «включен» в окружающее, прекрасно знает, что он ощущает, где сейчас находится и какое время сейчас. Он понимает, что после его смерти деревья расти будут, как и прежде, но он их уже не сможет увидеть, и поэтому ему хочется увидеть их в данный момент со всей той остротой, на которую он способен сейчас.
«Спонтанность» представляет собой возможность свободно самому выбирать, какие чувства (Взрослого, Родителя или же Ребенка) необходимо испытывать и каким именно образом их можно выражать. «Спонтанность или иными словами это свобода от принуждения играть в игры и владеть определенными чувствами, которые были воспитаны.
Можно на экспериментальном уровне показать, что эйдетическое восприятие может пробудить привязанность, а чистосердечие способно мобилизовать позитивные чувства. Известно даже о таком феномене, как «односторонняя близость». С таким феноменом хорошо знакомы те люди, которые умеющие пленить своих партнеров, оставаясь при этом на стороне. Человек может добиваться этого, поощряя своего собеседника смотреть ему в глаза, высказываться чистосердечно и свободно, в то время как соблазнительница (или соблазнитель) лишь притворяется, что их чувства являются взаимными.
«Близость», таким образом, представляет собой функцию естественного ребенка, хотя и есть у нее сложная психологическая и социологическая основа. Она обычно не может привести к неприятностям, если не мешает какая-либо игра. Однако близости может угрожать попытка приспособиться к влиянию Родителя. Маленькие дети (до того, пока они еще не испорчены) чаще являются любящими существами, а это и означает истинную природу близости.
Осознанно или нет, но все родители с самых малых лет своих детей учат чувствовать, думать, воспринимать внешний мир. Освободиться от подобного влияния ребенку трудно, поскольку оно, как правило, бывает сильно укоренившимся. Помимо этого в первые несколько десятилетий жизни человека оно нужно для социального и биологического выживания. Освободиться от родительского влияния возможно лишь тогда, когда человеком достигается независимости, то есть приобретается способность жить «включенным» в настоящем, получается поступать спонтанно и добиваться близости с окружающими людьми. Ко всему прочему в такой период у него уже есть свобода выбора, то есть человек понимает, что только лишь из родительского наследия он себе хочет оставить. На ранних стадиях жизни человек определяет, как он будет приспосабливаться к родительскому влиянию. Попытки адаптации являются последовательностью решений, и именно по этой причине при благоприятных обстоятельствах решения могут быть обратимы. Причем ниспровержение никуда не может быть категоричны: непрерывная борьба с возвратом старых привычек часто длиться на протяжении всей жизни.
У некоторых счастливых людей есть свойство, которое обычно выходит за пределы всех определений поведения. Это свойство имеет название «включенность» в настоящее. Еще у них и другое свойство, наиболее важное, чем какая-то предварительная планировка, — это спонтанность. Они обладают чем-то куда более ценным, чем игры, — и это уже близость. Однако эти три свойства для неподготовленных людей весьма опасны. Возможно, им следует оставаться такими, какие они есть на самом деле, и искать решения своих проблем при помощи популярных социальных методах, к примеру, в чувстве общности с окружающими людьми. Это будет значить, что для большинства представителей человеческого рода впереди ждут большие перспективы и прекрасные надежды.