Процесс адаптации, который неразрывно связан с социализацией личности, проходит не в изолированных, а, наоборот, в открытых для взаимодействия с другими индивидами условиях. В работах 3. Фрейда можно найти параллель между адаптацией и процессом идентификации субъекта в группе. В момент отождествления с новым коллективом и его ценностями, человек принимает групповые потребности как личные, жертвуя собственными интересами. Принятие себя, отношение к себе в новом коллективе формируется через соответствие собственных достижений с внутренними ожиданиями субъекта. То есть, обращаясь к трудам Зигмунда Фрейда, соответствие реального образа «Я» человека и его идеальному образу «Я». В ситуации несоответствия внутренних ожиданий «Я-идеала» и реальных обстоятельств, в которых находится «Я», человек начинает самокритично себя оценивать, что формирует его дезадаптацию и недовольство условиями собственной деятельности. Какие сущствуют факторы социализации личности?
Критериями успешной адаптации определяют: субъективные — эмоциональная удовлетворенность и адекватность поведения, высокий уровень мотивации, развитие морально-волевой сферы, наличие навыков самостоятельной работы; и объективные профессиональная направленность, самоопределение в деятельности, самосовершенствования. Успешная адаптация помогает в развитии работоспособности и самореализации человека. Удовлетворение работой, выполняемой побуждает человека к творчеству, настойчивости, саморазвитию и самосовершенствованию собственной роли работника.
Исследуя факторы социализации личности в психоаналитических концепциях Хайнц Хартманн обращает внимание на проблему формирования объектных отношений человека. По словам автора, ребенок приспосабливается к первичному объекту любви уже в период первых лет жизни. В дальнейшем в формировании других значимых отношений субъект является активным участником адаптации. Успешность приспособления к новым условиям зависит как от внешних обстоятельств, так и от активности личности. Собственная мотивированность, а также качество взаимодействия и сотрудничества с другими индивидами улучшают или затрудняют протекание процесса приспособления.
Внутренние противоречия не позволяют идентифицировать себя с группой и мешают процессу принятия ее норм и традиций, поэтому препятствуют успешной адаптации в коллективе и взаимодействию с другими индивидами. Предпосылкой формирования успешной психической адаптации является развитие личностных качеств человека и психологическое сопровождение, которое осуществляется профессионалами психологической практики. Исходя из исследований выдающихся психологов, можно выделить основную функцию успешной адаптации личности, которая заключается в реализации внутреннего потенциала человека через позитивное принятие роли и целей собственных профессиональных действий.
Идентификация выступает главным механизмом формирования личности. Содержание процесса идентификации, или отождествления, заключается в подражании поведения взрослого, которое играет важную роль в жизни ребенка. Принимая определенную позицию в социуме, личность реализует групповую роль в собственном социальном окружении и его контактах. Желание индивида быть принятым и соответствовать нормам и правилам референтной группы формирует устойчивые психические образования и поведенческие характеристики, которые побуждают человека к дальнейшей реализации себя как члена коллектива в обществе.