Игра “Дурачок”

0
415

Тезис. В легком варианте данной игры ее тезис формулируется так: “Я смеюсь с вами над моей неуклюжестью и глупостью”. Но люди с серьезными проблемами вполне могут играть в угрюмую форму этой игры с тезисом: “Да, согласен, я глуп, но таким я есть, так что делайте со мной что¬ хотите”. И в том, и в этом случаях игра идет с депрессивной позиции. Необходимо различать игру “Дурачок” и игру “Растяпа”. В последней участник занимает самую агрессивную позицию, а в его неловкости есть своя цель – получение прощения. Кроме того, необходимо уметь различать игру “Дурачок” от времяпрепровождения, имеющее название “Клоун”. Последнее способно укреплять жизненную позицию: “Я просто замечательный(ая) и никому не хочу делать зла”. Критическая трансакция в игре “Дурачок” заключается в том, чтобы Блэк вынудил Уайта назвать его дурачком или прореагировать так, словно он считает его таким. Поэтому Блэк ведет себя как Растяпа, но совсем не стремится заполучить прощение. Кроме того, если он сможет получить прощение, то наверняка станет чувствовать себя “не в своей тарелке”, так как оно будет угрожать его жизненной позиции.

 

Блэк может вести себя словно клоун, но при этом не пытается заверить, что он лишь дурачится. Он хочет, чтобы его поведение воспринимали серьезно, как доказательство собственной глупости. Таким образом он может получить значительные внешние “вознаграждения”, ведь чем меньше он знает, тем эффективнее может играть в игру. В школе ему не надо заниматься, а на работе он не должен пытаться приобрести какие-то умения, которые помогли бы его продвижению по работе. Он еще с детства привыкший к тому, что люди станут вполне довольны им, пока он прикидывается, даже если на словах они говорят совсем обратное. Окружающие удивятся, если в критических ситуациях, при условии, что он решил преодолеть ее, неожиданно выяснится, что он далеко неглупый человек.

Антитезис. Для мягкого варианта игры весьма прост. Если Уайт откажется играть в игру “Дурачок” и не станет смеяться над неловкостью Блэка или ругать его за глупость, то он получит в его лице друга. Одной из особенностей данной игры является то, что в нее зачастую играют люди с маниакально депрессивным типом личности. Будучи в состоянии эйфории они могут вести себя так, будто и в самом деле зовут окружающих поучаствовать в их насмешке над самим собой. Порой от этого тяжело удержаться, в особенности потому, что возникает впечатление, словно в противном случае они могут обидеться. В каком-либо смысле это так и есть, ведь человек, который отказался посмеяться над ними, может угрожать их жизненной позиции и испортить им всю игру. Однако в состоянии депрессии у них появляется обида на тех, кто над ними смеялся, поэтому сдержавшийся от насмешек человек обязательно поймет, что поступал правильно. Вероятно, лишь с ним одним такие вот личности будут потом разговаривать, а все бывшие “друзья”, охотно участвовавшие в игре, теперь станут его врагами.

Говорить Блэку, что на самом деле он вовсе не глуп, абсолютно бесполезно. Он и в действительности может соображать слишком туго и даже понимать это. Возможно, поэтому он и пристрастился к подобной игре. Но, так или иначе, могут быть такие области деятельности, в которых он реально превосходит других. Тогда будет весьма уместно показывать ему свое уважение, которого заслуживают его особые способности. Это сильно может отличаться от неловких попыток “внушать ему уверенность в самом себе”. Окончательные попытки способны доставить ему горькую радость от того, что другие люди могут быть еще глупее, чем он сам, но это для него лишь малое утешение. Такое “вселение уверенности” является не самым умным методом лечения. Как правило, это простой ход в игре “Я всего лишь стараюсь вам помочь”. Антитезисом игры “Дурачок” должна стать не другая игра, а полнейший отказ играть в такую игру.
Антитезис к угрюмому варианту игры является более сложная проблема, потому как угрюмый участник стремится вызвать не издевку или смех, а вывести партнера из себя или же вызвать у него чувство совершенной беспомощности – так, чтобы у того, как говорят, просто “руки опускались”. А с таким его состоянием игрок просто умеет справляться при помощи своего девиза: “делайте со мной что хотите”. Следовательно, он выиграет в любом случае. Уайт (партнер) ничего не может поделать, так как у него действительно “опустились руки”.

Когда же он что-то захочет предпринять, то лишь потому, что сам вышел из себя. Такие люди тоже имеют склонность играть в “Почему бы вам не… – Да, но”, от чего могут получать такое же наслаждение, но в слабой форме. К такому варианту игры антитезис придумать сложно.