Игра “Крестьянка”

0
455

Тезис. Прототипом для анализирования такой вот игры послужил случай с крестьянкой, которая страдала артритом. Ее осматривает профессор и находит этот случай настолько интересным, что показывает больную медикам-студентам. Он не только дает полную характеристику ее болезни, диагноза и симптомов, но и умудряется рассказать, как ее следует лечить. Вся данная процедура наполняет эту женщину благоговейным трепетом. После этого профессор вручает ей рецепт, еще раз достаточно понятно объясняет, как нужно лечиться, и женщина уходит домой. Она в совершеннейшем восхищении от его грамотности, говорит ему: “Ах, дорогой профессор, вы просто великолепный человек!” Но она так и не стала пользоваться рецептом. Ведь в ее селе нет никакой аптеки, но даже если б она там и была, то крестьянка никогда не смогла выпустить бы из рук эту бумажку с рецептом – такую “святыню”. Относительного лечения, то у нее нет никакой возможности его проводить: ни принимать водные процедуры, ни придерживаться определенной диеты и так далее. Она просто живет, как жила раньше, так же покалеченная артритом, однако счастливая, что может всем рассказать, какое чудесное лечение назначил ей сам профессор. Она каждый день с особой благодарностью вспоминает его в своей молитве.

Прошло много лет и профессору довелось проезжать через ту деревушку по пути к капризному и богатому пациенту. Он узнал крестьянку, которая бросилась целовать ему руку, напоминая о прекрасном лечении, назначенном ей очень давно. Он благосклонно принимал ее поклонения и был немыслимо рад услышать, как ей помогло назначенное им лечение. Он настолько был польщен, что почти и не заметил нисколько не изменившуюся хромоту женщины.

 

В социальной ситуации эта игра “Крестьянка” вполне может быть как искренней, так и лицемерной формы. Обе они имеют своим кредо: “Ах, вы просто замечательны, мистер Мергитройд!”. В искреннем варианте мистер Мергитройд, может быть, действительно замечателен. Он может быть знаменитым художником, ученым или поэтом. А наивные молодые женщины могут совершать долгие путешествия в надежде с ним познакомиться, чтобы потом иметь возможность, сидя у его ног, смотреть на него с обожанием и идеализировать все его недостатки. Самая искушенная женщина, которая вполне сознательно планирует завести роман с таким-вот человеком либо женить его на себе (при этом ее восхищения абсолютно искренние), может прекрасно понимать все его недостатки и слабости. Она может пользоваться ими, чтобы достичь своей цели. Зависимо от того, какой из этих двух типов женщин берет участие в игре, она будет состоять или в идеализации слабостей (недостатков), или же в их использовании; при этом данная форма игры называется искренней, ведь женщины обоих типов на самом деле восхищаются деяниями такого вот своего избранника, которые они могут правильно оценить.
Если говорить о лицемерном варианте игры, то Мергитройд может быть замечателен, а может и не быть таким, однако ему доводится иметь дело с женщиной, при любом раскладе неспособной в действительности оценить его, к примеру с женщиной легкого поведения. Ведь она играет в игру “Я такая бедняжечка” и использует “Ах, вы просто замечательны, мистер Мергитройд!” как обычную лесть, чтобы добиться своих целей. В глубине души она может быть озадачена его поведением, а может просто потешаться над ним. Однако сам он для нее безразличен, так как по¬-настоящему она интересуется только благами и престижем, что связаны с его именем.
В клинической ситуации игра “Крестьянка” также имеет две разновидности, похожие на только что приведенные, но с кредо: “Ах, профессор, вы просто замечательны!”. В искреннем варианте пациентка может чувствовать себя хорошо до того времени, пока верит в эту игру; это просто обязывает психотерапевта вести себя безупречным образом практически во всех отношениях.

Относительно лицемерного варианта, то пациентка думает, что психотерапевт старается подыгрывать ей в игру “Ах, профессор, вы просто замечательны!”. И подумает о ней так: “Вы необыкновенно проницательны”. Как только она сможет навязать ему такую позицию, она наверняка выставить его посмешищем и уйдет к другому психотерапевту. Но когда же он не так-то прост, то, вполне вероятно, он сумеет ей помочь. Самым лучшим способом для пациентки выиграть игру “Ах, профессор, вы просто замечательны!” – это не выздороветь. Если она по своей натуре человек недоброжелательный, она предпримет более решительные шаги, чтобы поставить этого психотерапевта в достаточно глупое положение.

…Одна женщина играла в игру “Ах, профессор, вы просто замечательны!” со своим психотерапевтом, причем все признаки ее заболевания не исчезали. С извинениями она простилась с ним и пришла за “помощью” к вполне почитаемому ею священнику. Она решила затеять такую же игру с ним. Через пару недель она завлекла его в игру “Динамо” второго уровня. Потом по секрету она сказала своей подруге о своем разочаровании в таком хорошем человеке, каким был для нее преподобный отец Уайт. Оказывается, в моменты ее слабости он давал ей поблажки, ей – такой непривлекательной и целомудренной женщине. Конечно, прекрасно зная жену священника, его следовало простить, но тем не менее и так далее, и тому подобное. Разумеется, она проговорилась практически неумышленно и только затем “с ужасом” вспоминала, что ее подруга – староста в церковной общине. Игру с психотерапевтом ей получилось выиграть, не выздоровев.

Игру со священником она сумела выиграть, соблазнивши его, хотя и не желала признаваться себе в этом. А второй психотерапевт все таки добился и “завел” ее в психотерапевтическую группу, и где у нее уже вышло проводить свою тактику. Так как время, отведенное для ее выздоровления, теперь не было заполнено, то женщина стала более внимательно анализировать свое поведение и при помощи членов группы могла отказаться от обеих своих игр – “Ах, профессор, вы просто замечательны!” и “Динамо”.

Антитезис. Прежде всего психотерапевту необходимо определить, с каким же видом игры он имеет дело. В случае искренней формы лучше позволить пациентке продолжить игру до тех пор, пока ее Взрослый не станет крепким настолько, чтобы можно было рискнуть и применить контрмеру. Если же психотерапевт имеет дело с лицемерной формой, то контрмеру можно применять при самом удобном случае, но после того, как его пациентка будет хорошо подготовлена, чтобы понять, что же на самом деле происходит. В этом случае специалист настоятельно отказывается давать пациентке какие-либо советы, а когда она начнет противиться, дает понять, что она имеет дело с хорошо продуманной “игрой”. Через некоторое время его отказ советовать или приведет пациентку в ярость, или ускорит выявление симптомов, которые типичны для острого состояния тревоги. Следующий шаг будет зависеть от самого состояния пациентки. Если она лишиться душевного покоя, необходимо применить соответствующие психоаналитические приемы для исправления ситуации. В лицемерной форме игры, прежде всего, следует отделить Взрослого от лицемерного Ребенка, что даст возможность хорошо проанализировать игру.

Говоря в общем, необходимо не ввязываться в чересчур близкие отношения с поклонницами, которые искренне играют в игру “Ах, профессор, вы просто замечательны!”.

С другой стороны женщина, которая в лицемерную форму “Ах, профессор, вы просто замечательны!”, порой оказывается умным и интересным человеком. Если ей помочь все же отказаться от такой игры, то она может стать просто замечательным другом.