Тезис. Игра «Оранжерея» — вариация игры «Психиатрия». Активнее всего в ней участвуют молодые ученые — представители гуманитарных наук, к примеру, психологи. Они в компании своих же коллег порой играют в игру «Психоанализ», обычно в шуточной форме, употребляя при этом, например, такие фразы: «Здесь проявляется ваш агрессивный настрой» или «До какого уровня автоматизма сможет дойти защитный механизм?». Часто это абсолютно безобидные и приятные времяпрепровождения. Они знаменуют нормальный этап их обучения. Когда же в группе есть пару оригиналов, то это может стать еще забавнее. В роли пациента психотерапевтической группы такой человек имеет тенденцию с удовольствием и уже без шуток предаваться критике но, так как в такой ситуации это не очень продуктивно, то психотерапевту, возможно, необходимо будет его пресечь. В данном случае его поведение может перерастать в игру «Оранжерея».
Недавно окончившие медицинские факультеты молодые люди, как правило, могут обладать преувеличенным почтением к тому, что у них называется «подлинными чувствами». «Оголению» таких чувств предшествует торжественные предуведомления о будущем порыве откровенности. Потом это чувство будет описываться или, скорее, преподноситься группе как редчайший цветок, на который необходимо с благоговением смотреть. Реакции иных участников группы могут восприниматься с подходящей серьезностью к этому случаю, а сами участники стараются напустить на себя вид знатоков, гуляющих в ботаническом саду. И может создаться представление, будто проблема заключается лишь в том, до какого уровня данное чувство может быть достойно представленным в «Национальной галерее чувств».
Психотерапевт, который прервал это обсуждение неуместными вопросами, вызовет настоящее негодование, будто он бесчувственный невежда, который изуродовал своими неуклюжими руками нежные лепестки экзотического цветка. Психотерапевт, наоборот, вполне нормально полагает, что для того, чтобы изучить физиологию и анатомию цветка, его, скорее всего, необходимо будет препарировать.
Антитезис. Совершенно нужен для успешной психотерапии. Заключается в ироническом подходе к данной ситуации, которая была продемонстрирована в описанном выше описании. Если не прерывать эту игру, то она продолжаться будет годами, при этом никак не изменяясь. Как результат у пациента возникнет ощущение, словно он получил «опыт психотерапевтического лечения», в процессе которого он научился «не бояться осознавать собственные чувства» и «проявлял враждебность» и вот теперь у него есть преимущество перед своими невезучими коллегами. Но на самом деле ничего важного с ним не случилось, и время, что было потрачено на его лечение, не использовалось с максимальным терапевтическим эффектом.
Ирония, которая присутствует в описании этой игры, имеет направленность не против пациентов, а против тех учителей и той культурной отрасли, что поощряет подобную чрезмерную утонченность. Вовремя совершенное скептическое замечание успешно поможет им избавиться от пустого Родительского тщеславия и установит менее сконцентрированные на самом себе, а значит, более здравые взаимоотношения с окружающими. Вместо того чтобы заниматься культивированием своих чувств в душной атмосфере оранжереи, им следует дать им возможность произрасти естественным образом и сорвать плоды, когда они созреют.
Самое очевидное в этой игре это внешние психологические «вознаграждения», так как они дают возможность избежать близости, особенным образом обставляя ту ситуацию, в которой возможно выразить свои чувства, и ограничивая при этом реакцию присутствующих.