Тезис. Необходимо различать «Психиатрию»- процедуру и «Психиатрию»-игру. Как сказано в научных публикациях, при лечении психических заболеваний применяются различного рода эффективные методы, такие, к примеру, как психоанализ, гипноз, лекарства, групповая психотерапия и другое. Любой из подобных методов может быть применен и в игре «Психиатрия», которая основывается на жизненной позиции «Я — целитель» и закрепленной медицинским дипломом: «Здесь говорится, что я — целитель». Необходимо помнить, что в любом случае данная позиция благожелательна и конструктивна. Люди, играющие в игру «Психиатрия», способны принести больше пользы при условии, что они прошли профессиональную подготовку.
Существуют все основания считать, что от уменьшения врачевательных рвений результаты лечения лишь улучшаются. Жизненная позиция «Я — целитель, и в дипломе об этом говорится», может иногда наносить вред. Лучше бы такую позицию заменять чем-нибудь таким: «Я буду стараться применять терапевтические процедуры с надеждой, что от этого будет некоторая польза». Благодаря этому можно избежать тех игр, которые основаны на таких установках: «Так как я — целитель, то, если вам не станет лучше, то это будет вашей виной» (к примеру, игра «Я всего лишь стараюсь вам помочь») или «Так как вы — целитель, то я поправлюсь только благодаря вам» (к примеру, игра «Крестьянка»). Естественно, любой добросовестный врач все это в принципе знает, ведь подобное мнение доводится до сознания почти любого врача, который имел возможность практиковаться в клинике с отменной репутацией. Также можно назвать клинику хорошей, если она требует от своих врачей все это осознавать.
С иной стороны, в игру «Психиатрия» часть начинают играть те пациенты, которые до этого лечились не у достаточно компетентных людей. Некоторые пациенты, к примеру, тщательно выбирают психоаналитика и переходят от одного к другому, таким образом демонстрируя нереальность своего выздоровления. А сами же в тот момент пытаются играть в более изощренный вид игры «Психиатрия». Пациент обращает к доктору такую-вот двойную трансакцию: Взрослый (данного пациента): «Я пришел к вам, чтобы вы смогли меня вылечить»; Ребенок (того же пациента): «Вы никогда не сможете меня вылечить, но вы сможете научить меня стать более умелым невротиком (иными словами более искусно играть в игру «Психиатрия»)». Точно так же большинство людей играют в игру под названием «Душевное здоровье». Утверждения Взрослого в этой игре звучат так: «Дело пойдет намного лучше, если я буду жить в согласии с принципами душевного здоровья, о которых когда-то мог читать или где-то слышать».
…Какая-то пациентка научилась у одного врача игре «Психиатрия», а у другого специалиста — игре «Душевное здоровье», а потом в результате обращения еще к очередному врачу стала довольно хорошо играть в игру «Трансакционный анализ». Когда с ней достаточно откровенно обсуждали ситуацию, она дала свое согласие не принимать участие в игре «Душевное здоровье», однако желала оставить ей при этом игру «Психиатрия», ведь с ней она могла чувствовать себя и дальше спокойно. Психотерапевт не возражал на это. На протяжении нескольких следующих месяцев она еженедельно продолжала рассказывать ему о своих снах и находить им объяснения. В конце концов — возможно, посредством чувства благодарности к этому человеку — она решила, что стоит беспристрастно постараться понять, что же с ней на самом деле происходит. Она всерьез стала интересоваться трансакционным анализом, и в итоге это принесло хорошие плоды.
Вариантом игры «Психиатрия» считается игра «Раскопки». В такой игре пациентка всегда «пережевывает» воспоминания детства. Иногда она старается заманивать психотерапевта в такую игру, как «Критика», где она может описывать свои ощущения в различных ситуациях, и он, анализируя, говорит, что и где не является верным. Игра «Самовыражение», которая распространена в большинстве психотерапевтических групп, основывается на догме «Все чувства прекрасны». В таких группах, к примеру, могут хлопать или даже выражать молча одобрение человеку, который употребляет ругань. Но искушенная группа сразу поймет, что в действительности это игра.
Некоторые участники групп психотерапевтического характера вскоре становятся большими специалистами по выявлению игр вида «Психиатрия» и быстро дают понять новым пациентам группы, что, они играет в игру «Психиатрия» или в игру «Трансакционный анализ», вместо того чтобы при помощи всей группы достичь правильного понимания ситуации.
…Одна женщина, которая раньше посещала группу «Самовыражение», переехав в другой город, начала посещать новую хорошо подготовленную группу. Она рассказала там историю о случае инцеста, который произошел у нее очень давно. Этот часто повторяемая ею история всегда вызывала у участников группы благоговейный ужас, однако в новой группе вместо похожей ожидаемой реакции она получила равнодушие, которое вынудило ее начать злиться. Она с изумлением понимала, что членов данной группы намного больше заинтересовал не исторический инцест, а ее Трансакционный гнев. Она в бешенстве сказала то, что видимо, считала наихудшим оскорблением: обвинила их в том, что они не фрейдисты. А Фрейд, ко всему прочему, относился к психоанализу достаточно серьезно и избегал превращать его в игру, заявляя при этом что он — не фрейдист.
Недавно было открыто новый вариант игры «Психиатрия», названный так: «Скажите-ка мне вот что». Он немного напоминает популярное развлечение «Двадцатка вопросов». Уайт рассказывает о своем сне или каком-либо происшествии, случившемся с ним, а остальные участники группы, часто и психотерапевт тоже, стремятся интерпретировать его, задавая определенные вопросы. Пока Уайт может отвечать на вопросы, участники группы придумывают все новые и новые до того времени, пока кому-нибудь наконец не удастся задать такой вопрос, на который Уайт найти ответ не сможет. После чего Блэк откидывается на спинку кресла с внушающим видом, как бы говоря: «Вот! Если бы вы могли ответить на такой вопрос, то это, конечно же, пошло бы вам на пользу. Я сделал свое дело». Некоторые психотерапевтические группы на протяжении многих лет играют лишь в эту игру с минимальным изменениям и практически не двигаются вперед. Эта игра представляет огромную свободу Уайту (пациенту), ведь он может подыгрывать остальным, при этом чувствуя, что его ответы не есть удовлетворительными, или же он может играть против всех, отвечая на каждый высказанный вопрос. В последнем случае скоро станет очевидным возмущение и смятение остальных участников, потому как он будто бы говорит им: «Ну вот, я всем вам ответил, но вы мне ничем не смогли помочь, и кто же вы после этого?»
В игру «Скажите-ка мне вот что» играю, как правило, в школе, когда ученики знают, что обязаны ответить на вопрос учителя не на основании знания фактов и разумных рассуждений, а обязаны попытаться угадать, какой же именно из возможных ответов захочет услышать учитель. Педантичный вариант такой игры встречается, к примеру, при изучении какого-то древнего языка: учитель в любой момент может одержать победу над учеником и весьма обоснованно выставить его в дурацком виде, указав на какое-то непонятное место в тексте.