Психология игры

Игра «Если бы не ты» рассчитана на двух игроков, причем предполагается две роли: муж-тиран и подавляемая им жена. Жена может свою роль играть как благоразумный Взрослый («Самое верное, если я буду поступать, как он требует»), так и капризный Ребенок. Если говорить о муже-тиране, то он может действовать как Взрослый («Самое верно для тебя делать, это как я говорю») или перейти на позицию Родителя («Не пытайся меня не послушаться»). Какая психология игры?

Иллюстрации. Весьма поучительно попутно определить детские корни данной игры, ее прототипы, что характерны для раннего возраста. Следовательно, предпринимая формальные описания игры, необходимо найти ее детские параллели. Выяснено, что дети играют в эту игру так же довольно часто, как взрослые, да и детская вариация игры слишком похож на взрослый, но с тем отличием, что роль мужа-тирана занимает настоящий родитель.

Трансакционная парадигма. Она представляет собой систему основных научных достижений, методов, теорий, по аналогии которых организуется все исследования ученых в данной сфере знаний на протяжении определенного исторического периода. Здесь коммуникационный анализ приведен исходя из трансакционного анализирования. Дается трансакционный анализ примерной ситуации, который описывает психологический и социальный уровни той завуалированной трансакции, обнажающей суть игры. Самый драматический вид игры «Если бы не ты» получает на социальном плане с позиции Ребенок-Родитель.
Муж: Сиди дома и занимайся домашним хозяйством.

 

Жена: Если бы не ты, я могла бы развлекаться, а не сидеть дома.

С точки зрения психологического уровня игра ведется на уровне Ребенок — Ребенок и смотрится совсем иначе.

Муж: Тебе следует всегда быть дома, когда я возвращаюсь. Я ужасно боюсь, что меня бросят.

Жена: Я так и стану вести себя, если ты поможешь мне не попадать в пугающие меня ситуации.

Игровые ходы. Ход в игре, в целом, соответствует «поглаживаниям» в ритуалах. Как и в каждой игре, с каждым накоплением опыта участники становятся искуснее. Те шаги, которые не ведут к цели, отсеиваются, и каждый следующий ход стает более сконцентрированным в плане достижения цели. Большинство случаев «идеальной дружбы» порой основаны на том, что участники дополняют друг друга и к их взаимному наслаждению, так что их игры могут отличаться лишь максимумом выигрыша при минимуме затрат сил. Многие предварительные, предупредительные и промежуточные ходы при этом можно пропустить, что придаст взаимоотношениям изящество и красоту. Сэкономленные усилия на защитных приемах, можно истратить на «украшения», к восторгу обоих игроков, а порой и наблюдателей.

Чтобы игра состоялась, следует какое-либо минимальное количество ходов, и они могут быть зарегистрированными в протоколе. Конкретные участники могу сильно увеличить их количество в зависимости от своих желаний, способностей и нужд. Вот основная структура игры «Если бы не ты»:
1) приказ — повиновение («Сиди дома» — «Ладно»);
2) приказ — негодование («Сегодня тоже оставайся » — «Если бы не ты»).

«Вознаграждения», что были получены в результате игры, в общем состоят в ее гомеостатическом (стабилизирующем) эффекте. С биологической точки зрения гомеостаз обеспечивается определенными «поглаживаниями», а закрепление жизненной позиции способствует увеличение психологической стабильности. Как уже говорилось, «поглаживание» может бывать различных форм, поэтому биологические «вознаграждения» можно описать в терминологии осязательного (тактильного) контакта. К примеру, роль мужа в игре «если бы не ты» чем-то схожа со шлепком тыльной стороной ладони (очень отличается от шлепка ладонной частью кисти, что весьма унизительно), а реакция его жены — это что-то вроде капризного удара по голени. Следовательно, биологический выигрыш при игре «если бы не ты» является результатом обмена капризно-воинственными трансакциями: это довольно-таки мучительный метод поддержания здоровья, однако достаточно эффективный.

Жизненная позиция жены («Абсолютно все мужчины – настоящие тираны») это реакция на типичную для состояния фобий потребность признать поражение и обнажить четкую структуру данной игры. Если пытаться дать ее расширенное описание, то выйдет что-то подобное этому: «Если я буду одна в толпе, соблазн признать поражение будет достаточно велик; дома же я не могу сдаться, это он меня вынуждает, что доказывает: все мужчины — настоящие тираны». Как раз по этой причине именно женщины играют в такую игру, для которых в порядке вещей чувство отрыва от реальности. Это значит, что их Взрослый не может удерживать контроль над сложившейся ситуацией при большом соблазне. Более детальное исследование такого механизма можно отнести уже к сфере психоанализа, а не анализирования игр, для которого основным интересом станет конечный результат.

Внутренние психологические «вознаграждение» впрямую связаны с экономией психической энергии, иными словами либидо. (Либидо представляет собой центральное понятие фрейдизма, которое обозначает бессознательную, глубинную, психическую энергию личности, и основанную на сексуальном инстинкте).
В игре «Если бы не ты» социально допустимое принятие власти мужа оберегает жену от приступов невротической боязни. В то же время оно способно удовлетворять ее мазохистские замашки, если таковые конечно есть (термин «мазохизм» здесь понимается не как «самоотречение», а в классическом плане, как состояние сексуального возбуждения, которое возникает по причине депривации, унижения боли). Иными словами, ситуации подчинения и депривации приводят жену в состояние возбуждения.

Внешние психологические «вознаграждения» состоят в уклонениях от опасной ситуации при помощи игры. Это особенно заметно в игре «Если бы не ты», где присутствует ярко выраженный мотив: подчиняясь ограничению со стороны мужа, жена старается избегать тех ситуаций, от которых ей становиться страшно.

Смысл внутренних социальных «вознаграждений» содержится в самом определении игры, под которым она известна в достаточно узком кругу. Подчиняясь своему мужу, жена имеет возможность заявить: «Если бы не ты». При помощи этого структурируется ее время, которое она обычно проводит с мужем. В ситуации с этой женщиной потребность структурирования времени была слишком велика, так как общих интересов у нее с мужем не было, особенно в периодах до рождения их детей и после того, как эти дети выросли. Пока они росли, супруги в игру «если бы не ты» играли редко и менее интенсивно, так как дети выполняли простую функцию структурирования времени и, поимо того, обеспечивали семью еще более популярным вариантом — игрой «Загнанная домохозяйка».

По факту, молодые американские матери и вправду слишком заняты, и это не сильно влияет на анализ такого варианта игры. Анализ игр дает попытку беспристрастно получить ответ на следующий вопрос: с условие, что женщина слишком занята, как именно она сможет воспользоваться своей занятостью, дабы получить хоть какую-либо компенсацию?

Внешние социальные «вознаграждения» определяются тем, как такая ситуация используется для внешнего социального контакта. Данная игра достаточно просто превращается во времяпрепровождение «Если бы не он», которое популярно при встречах с подружками в кафе. Игры могут влиять также и на выбор социальных знакомств. Когда новую соседку зовут на чашку кофе, в действительности ее зовут поиграть в игру под названием «Если бы не он». Если она станет хорошим партнером, то со временем будет для всех лучшей подругой. Но если же она будет против такой игры и станет настойчиво рассказывать о своем супруге в доброжелательной форме, то долго в такой компании она не сможет продержаться. С ней случится то же, что всегда происходит с человеком, который настойчиво отказывается от выпивки на вечеринках. Со временем ее вообще не станут звать приглашать в такую компанию.
Следовательно, анализ формальных характеристик игры «Если бы не ты» можно читать завершенным.

Оцените статью
Саморазвитие, успех - Жизнь на все 100%