Наблюдение за спонтанной социальной деятельностью, которое наилучше проводить в специальной психотерапевтической группе, обнаруживает, что иногда различные аспекты поведения людей (разговорный словарь, точки зрения, голос, позы и тому подобное) заметно изменяются. Изменения в поведениях часто сопровождаются изменениями эмоциональностью. У любого человека свой индивидуальный набор поведенческих схем может соотноситься с некоторым состоянием его сознания. А если говорить о другом психическом состоянии, порой несовместимым с первоначальным, то бывает связан уже с иным набором схем. Такие изменения и различия обычно наталкивают на мысль о существовании любых состояний «Я».
Согласно психологии состояние «Я» вполне можно описать как некую систему чувств, при этом определяя ее как набор особых согласованных поведенческих схем. Видимо, каждому человеку свойственно владеть определенным, и, причем ограниченным набором состояний своего «Я». Репертуар таких состояний разделен на определенные категории: 1) состояние «Я», сходное с образами своих родителей; 2) состояние «Я», которое автономно направлено на объективное оценивание окружающей реальности; 3) состояние «Я», которое все еще действует с момента их фиксирования в раннем возрасте и представляющее собой архаический пережиток. Неформально все проявления таких состояний «Я» имеют названия: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Считается, что человек в любой социальной группе в любой момент времени может обнаруживать одно из состояний «Я» — Взрослого, Родителя, или же Ребенка. Тот или иной человек в разной степени готовности может перейти из одного состояния в иное.
На основе таких наблюдений можно прийти к некоторому диагностическому выводу. Слова «Это ваш Родитель» может означать: «Сейчас вы рассуждаете так, как всегда рассуждал ваш отец или мать (или те, кто их заменял). Вы будете реагировать так, как прореагировал бы один из ваших родителей – такими же жестами, словами, чувствами, позами и т.д.».
Высказывание «Это ваш Взрослый» может означать: «Вы только что объективно и самостоятельно смогли оценить ситуацию и теперь достаточно непредвзято способны излагать ход ваших рассуждений, формулировать личные проблемы и выводы, к которым Вы смогли прийти».
Выражение «Это ваш Ребенок» может означать: Ваша реакция имеет ту же цель, что и стало бы преследовать маленькое дитя».
Смысл этих выражений можно понять следующим образом.
1. У любого человека были отец и мать (или приемные родители), и он хранит в самом себе набор состояний «Я», якобы повторяющие состояния «Я» его отца и матери (какими он их видел). Такие родительские состояния «Я» в определенных обстоятельствах могут активизироваться. Поэтому, чтобы сделать проще такое понятие, вполне реально сказать так: «В каждом из нас есть Родитель».
2. Все люди (и дети – не исключение) могут быть способными к объективной переработке информации в том случае, если активизированы определенные состояния их «Я». Если сказать проще, то: «В любом человеке присутствует Взрослый».
3. Каждый человек был молодым, чем сейчас, и поэтому он может нести в себе воспоминания прошлых лет, которые могут в некоторых условиях активизироваться. Иными словами: «В каждом «сидит» маленький мальчик или девочка».
Чтобы было удобно называть определенного человека родителем, взрослым или ребенком, целесообразно эти названия писать с маленькой буквы. Если речь будет идти о конкретном состоянии, то будет писаться: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Некоторые разъяснения
1. Мы никогда не будем употреблять термин «ребяческий», ведь данное понятие, как правило, несет в негативный оттенок, и поэтому от него необходимо избавляться.
Описывая Ребенка, будет употребляться понятие «детский». Оно несколько объективнее звучит и может быть применено в биологическом смысле. В большом числе отношений Ребенок – это одна из самых ценных компонентов личности, ведь обогащает человеческую жизнь тем, что настоящий ребенок способен вносить в семейную жизнь: творчество, очарование и радость.
Если Ребенок беспокоен и не здоров, то в таком случае последствия могут быть весьма неблагоприятными. Но некоторые меры для улучшения подобных ситуаций можно и следует принимать.
2. Все вышеизложенное касается слов «зрелость» и «незрелость». Но не говорится, что существуют такие определения, как «незрелые личности». Существуют люди, в которых Ребенок практически некстати и неумело может брать на себя управление всей человеческой личностью, и вместе с тем они имеют хорошо структурированного Взрослого, которого необходимо только обнаружить и вовремя привести в действие. И вот как раз у так называемых «зрелых личностей», все происходит наоборот, контроль над поведением всегда осуществляется Взрослым, однако и у них, как и у всех других, Ребенок может прорываться к власти, и тогда возможен обескураживающий результат.
3. Следует заметить, что Родитель может проявиться в двояком образе – либо прямо, либо же косвенно: словно активное состояние «Я» или же словно влияние состояния Родителя. В первом, активном моменте человек может реагировать так, как реагировали в похожих случаях его родители («Делай, как я это делаю»). Если говорится о косвенном влиянии, то часто реакция человека бывает той, что от него ожидалась («Не делай, как делал я; делай только то, что я тебе говорю»). В первом случае происходит подражание одному из родителей, в следующем — приспосабливание к родительскому требованию.
4. Ребенок также способен проявлять себя некоторыми способами: в роли приспособившегося Ребенка и в роли естественного Ребенка. Приспособившийся Ребенок может изменять свое поведение под влиянием Родителя. Он будет вести себя так, как этого желали бы родители: к примеру, слишком зависимо от них или максимально самостоятельно. «Уход в себя» или нытье — это также варианты адаптации. Следовательно, влияние Родителя выступает в роли причины, а приспособившийся Ребенок – в роли следствия. Вместе с тем естественному Ребенку свойственно проявлять себя спонтанно: к примеру, в бунте, непослушании, или в проявлении творческих порывов.
Состояния «Я» — это вполне нормальный физиологический феномен. Человеческий мозг организовывает психическую жизнь, а результаты его деятельности, как правило, могут упорядочиваться и храниться в виде состояний «Я». Но естественным образом подобный опыт способен запечатлеваться в меняющемся состоянии сознания. Любой тип состояний по-своему просто необходим для организма человека. Ребенок является источником творчества, интуиции, радости и спонтанных побуждений.
Состояние «Взрослый» крайне необходимо. Человек способен перерабатывать какую-либо информацию и вычислять вероятности, которые следует знать, чтобы успешно и эффективно взаимодействовать с окружающей реальностью. Ему знакомы свои собственные удовольствия и неудачи. К примеру, при переходе улицы с насыщенным движением следует произвести не простые оценки скоростей. Человек пытается действовать лишь тогда, когда в полной мере оценит уровень безопасности перехода улиц. Удовольствия, испытываемые людьми в результате данного характера успешного оценивание, как кажется, могут объяснять любовь к разным видам спорта, например, парусный и авиационный спорт, горные лыжи. Взрослый способен контролировать действия Ребенка и Родителя, быть между ними неким посредником.
Родитель может осуществлять две главные функции. Во-первых, посредством этого состояния человек способен успешно играть роль отца (или матери) своих детей, и при этом обеспечивая выживание всего рода человеческого. Важность данной функции подчеркивается тем, что люди, которые остались сиротами с детства, испытывают намного больше трудностей при воспитании своих собственных детей, чем те, которым повезло расти в полных семьях практически до подросткового периода. Во-вторых, благодаря Родителю большинство наших реакций давно совершаются автоматически, и это помогает экономить массу энергии и времени. Люди привыкли много делать лишь потому, что это просто-напросто «принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимой потребности принятия того или иного тривиального решения, благодаря чему человек вполне может посвятить самого себя решению самых важных проблем в его жизни, оставляя при этом обыденные вопросы на решение Родителю.
Поэтому, все три состояния личности крайне важны для выживания и функционирования. Их изменения могут быть необходимы только тогда, если одно из данных состояний нарушает естественное равновесие. В обычных ситуациях каждый из них – Взрослый, Родитель и Ребенок — заслуживают в одинаковой степени уважения, ведь любое состояние «Я» на свой лад способно сделать жизнь человека полноценнее и плодотворнее.