Свойства игры

Рассмотрим главные свойства игры на примере игры, самой распространенной среди семейных пар, которой можно дать название «Если бы не ты».

…Жена жаловалась на то, что ее муж постоянно очень строго пытался ограничивать ее светскую жизнь, из-за этого она так и не смогла научиться танцевать. А после того как она полностью излечилась у хорошего психотерапевта, что безусловно повлияло на ее установку, муж теперь стал себя чувствовать менее уверенно и стал ей больше разрешать. Теперь жена могла расширять поле своей деятельности и решительно записалась на уроки танца. Но вдруг она поняла, к своему ужасу, что до смерти боится танцевать перед посторонними людьми, и ей довелось бросить свою затею.

Это неприятное происшествие, так же как и другие, ему подобные, дало понять некие особенности брака этой женщины. Из всех своих ухажеров она выбрала в мужья наиболее деспотичного. В дальнейшем она получила возможность жаловаться на то, что «если бы не он», то она могла бы заниматься разными делами. У большинства ее подруг мужья также были деспотичными, так что, засиживая за чашечкой кофе, они долго играли в игру «Если бы не он».

 

Но вопреки всем ее жалобам стало известно, что муж на самом-то деле оказывал ей огромную услугу, запрещая совершать то, чего она сама чертовски боялась. Причем он по факту не давал ей возможности узнать о своем страхе. Это, наверняка, и стало одной из причин, из-за которой ее Ребенок достаточно прозорливо выбрал именно такого вот мужа.

Однако этим дело не заканчивалось. Жалобы жены и запреты мужа провоцировали появление постоянных ссор, что негативно сказывалось на их интимных отношениях. Муж чувствовал при этом себя виноватым, поэтому всегда дарил подарки своей жене. Если бы все было в порядке, то он этого не делал бы. Когда же муж дал жене намного больше свободы, то его подарки ставали и реже, и дешевле. Кроме дома и детей, у супругов, по существу, было мало общих интересов, и на этом фоне ссоры ставали для них важным событием, во время которых их диалоги выходили за рамки простого обмена репликами. В общем, семейная жизнь этой женщины служила подтверждением мысли, постоянно высказываемую ею: все мужчины — тираны и подлецы. Впоследствии выяснилось, что подобного рода ее установка имела отношение с навязчивыми фантазиями прошлого, в которых она представляла саму себя изнасилованной.

Приведенная игра может быть проанализирована по-разному. Очевидно, что она относится к явлениям из сферы социальной динамики. Получается, что, поженившись, эти мужчина и женщина получили возможность общаться, иными словами смогли установить социальный контакт. Посредством этого их семья приобрела статус социальной группы — в отличие, к примеру, от вагона поезда, где люди пространственно контактируют, но не часто пользуются возможностью социальных контактов и на основе этого создают асоциальную группу. Обоюдное же влияние этих мужа и жены на их реакции и поведение образует социальное действие.

Не выходя за рамки разных дисциплин социальное воздействие можно понимать со многих точек зрения. Так как наши интересы находятся в области психодинамики нашей личности, то и такой подход можно отнести к социальной психиатрии. Мы словно в неявной форме рассуждаем о том, насколько эти игры соответствуют понятию «душевное здоровье».

Подобный подход немного отличается от менее пристрастных и более нейтральных подходов социальной психологии и социологии в целом. В отличие от иных дисциплин психиатрия имеет право вмешиваться и закричать: «Погодите!». Частью социальной психиатрии является трансакционный анализирование, а анализ игр представляет собой специальный пункт трансакционного анализа.

Объектом практического анализа игр считаются конкретные случаи, которые происходят в конкретных ситуациях. Одновременно с этим теоретическое анализирование игр пытается выделить и обобщить характерные особенности различных игр для того, чтобы их можно было всегда узнавать вне зависимости от их специфического культурного основания и сиюминутного вербального наполнения. К примеру, в теоретическом анализе игры «Если бы не ты» перечисляются ее характерные особенности так, чтобы данную игру можно было бы с легкостью распознать как в манхэттенском особняке, так и в новогвинейской деревне.

Причем сделать это возможно независимо от наличия связи игры с брачной церемонией или же с тем, откуда брать деньги на подарки для внуков, а также независимо от того, насколько тонко или грубо проделаны ходы в этой игре в соответствии с приемлемым уровнем откровенности между супругами.

Распространение той или иной игры в обществе входит в компетенцию этнографии и социологии. Анализ игр в области социальной психиатрии может осуществляться путем описания игр как таковых вне зависимости от того, как часто они встречаются. Возможно, данное разграничение не может быть исчерпывающим. Оно идентично различию между медицинской терапией и статистикой. Первая имеет дело с настоящими случаями малярии, где бы то ни было — в Манхэттене или в джунглях, а вторая интересуется тем, насколько сильно распространена, к примеру, малярия.

Тезис. Содержит общую характеристику игры, включая последовательность событий согласно фактам (социальный уровень), а также информацию об эволюции взаимоотношений, психологическом фоне, об их существенных особенностях (психологический уровень). Название данной игры нам известно — «Если бы не ты».

Антитезис. Можно лишь предполагать, что некая последовательность трансакций считается игрой, пока не выяснена ее существенная значимость для игрока. В попытке доказать значимость можно воспользоваться отказом от игры или уменьшением «вознаграждения». В таком случае Водящий постарается предпринять больше энергичных попыток, чтобы игра продолжалась. Но, столкнувшись с полным отказом принимать участие в игре или с заметным уменьшением «вознаграждения», он может впасть в отчаяние — те есть состояние, в какой-то степени похожее депрессию, но отличающееся от нее определенными существенными чертами. Данное состояние более острое и в нем содержатся элементы растерянности и фрустрации, что может выразиться, например, в приступах безутешного рыдания. После успешной терапии эта реакция со временем может поступиться местом юмористическим подтруниваниям над самим собой, предполагающее Взрослое понимание: «Ну вот, снова я за старое!»

Следовательно, отчаяние находится под руководством Взрослого, а вот депрессия полностью руководствуется Ребенком. Состояние, которое противоположно депрессии – воодушевление, надежда, и живой интерес к окружающему миру, а противоположное состояние отчаяния – смех.

Антитезисом игры «Если бы не ты» считается отсутствие каких-либо запретов. Игра существует до тех пор, пока муж продолжает что-либо запрещать своей жене. Если вместо привычной фразы «Не смей!» он неожиданно скажет «Ради бога!», ее тщательно скрытые страхи перестанут быть таковыми, и жена не сможет дальше продолжать обвинять во всем своего мужа. Чтобы лучше понимать происхождение игры, следует понимать ее антитезис и доказать его эффективность на практике.

Цель. Здесь описываются общие цели игры. Порой они представляют собой некоторое число альтернатив. К примеру, цель игры «Если бы не ты» формулируется как внушение себе уверенности («Причина не в моем страхе, просто он мне не позволяет»), или же как самооправдание («Все дело не в том, что я не пытаюсь, — просто он не пускает меня»). Первое свойство (внушение уверенности) является более очевидной и в большей мере отвечает потребностям в безопасности, которая так необходима жене. Поэтому сильно распространено мнение, что цель игры «Если бы не ты» заключается именно во внушении себе уверенности.

Роли. Как говорилось раньше, состояние Я — это психический феномен, а не роль. Поэтому следует формально находить между ними границы. Игры делятся на требующие присутствия двух, трех и больше участников — в зависимости от того, на сколько ролей они будут рассчитаны. Состояние Я любого игрока порой соответствует его роли, а иногда и нет.

Оцените статью
Саморазвитие, успех - Жизнь на все 100%