1. Игры, в которые обычно играют люди, передаются от одного поколения к другому. Любимая игра отдельного взятого человека может наблюдаться как в прошлом — у его родных и у родных его родных, так и в будущем — у его детей. В свою очередь его же дети, если только не случится какого-нибудь вмешательства извне, будут обучать этим играм его внуков. Следовательно, анализирование игр происходит на широком историческом фоне. Игра может охватывать практически до сотни лет в прошлом и может быть надежно спрогнозирована по меньшей мере лет на пятьдесят вперед. Если не разрушить эту цепь, которая охватывает пять и даже больше поколений, то эффект может увеличиваться согласно геометрической прогрессии. Переходя из одного поколения в другое, игры могут изменяться, но при этом выражается сильная тенденция к вступлению в брак между людьми, играющими в игры, которые принадлежат к одному семейству (если только не одному роду). В этом и состоит историческое значение игр.
2. Воспитание детей, как правило, сводится к процессу обучения одному: в какие игры им следует играть. Социальные классы и различные культуры и имеют свои любимые игры, а различные семьи и племена предпочитают различные варианты игр. В этом заключается культурное значение игр.
3. Промежуток между истинной близостью и времяпрепровождениями как бы прослаивается играми. Повторяющиеся времяпрепровождения, такие, к примеру, как вечеринки на честь продвижения по службе, в конце концов надоедают. Следовательно, близость требует подробной осмотрительности, причем и Ребенок, и Взрослый и Родитель, обычно настроены против нее. В американском обществе в основном не поощряется искренность, так как здравым смыслом предполагается, что искренность постоянно можно использовать с нехорошим умыслом. А Ребенок боится ее, потому как знает: она может навлечь за собой разоблачение.
Таким образом, чтобы избавиться скуки времяпрепровождения, но при этом, не подвергая себя опасности, сопутствующей близости, многие люди в качестве компромиссных решений приходят к играм, если только могут быть доступны. Вот как раз они-то и являются большой и весьма значимой частью общения. В этом, заключается социальное значение игр.
4. Люди выбирают себе близких людей, партнеров, друзей чаще всего из тех, кто играет в похожие игры. Поэтому в таком социальном окружении почти каждый его представитель может приобретать такую манеру поведения, которая способна показаться совершенно непривычной членам иного социального круга.
И с другой стороны, любой участник какого-либо социального круга, начинающий играть в новые для него игры, будет, наверняка, выгнан из привычного ему общества, но его с огромным удовольствием примут в другой социальный круг. В этом заключается личностное значение ролевых игр.
На основе этого можно лучше оценить принципиальное отличие математического и трансакционного анализа игр. Математический анализ игр основывается на постулате полной рациональности участников. Трансакционный анализ, наоборот, имеет дело с разными играми (с нерациональными, иррациональными), и именно по этой причине более жизненными.