Сейчас давайте попытаемся полностью отойти от написанной нами картины и детально рассмотреть сущность мема без учета человека. Когнитивистское определение (по Деннетту): Мем — это своего рода комплексная идея, формирующаяся себя в виде чего-то характерного и довольно запоминаемого. Мем находит распространение посредством орудий — проявлений мема физического вида.
Такое определение мы отыщем в трудах психолога-когнитивиста Дэниела Деннетта. Именно Деннетт объясняет определение таким образом: «Тележка, базирующаяся на колесах со спицами, используется не только для перевозки зерен либо каких-либо других грузов; данная тележка «перевозит» новую идею «тележка на колесах со спицами» — из сознания одного в другое». Посредствам чего мы можем посмотреть на всеобщий мир с точки видения мема. Обратите пристальное внимание на определение «формирует себя». Мы знаем, что идеи самостоятельно не могут «сформировать себя», как ложки «сами по себе» не танцуют на столе. Определение данного рода является своего рода научной моделью, и мы сегодня знаем, как много такого типа моделей можно сконструировать вокруг одного терминологии — «мем».
Формулировка «формирует себя» — это только лишь уловка исследователей, с помощью которой они побуждают своих читателей посмотреть на наш мир с точки понимания мема. Если вы взгляните на отдельные мемы, то вы сможете обратить внимание, как много интересного вокруг происходит.
По мере распространения, мемы претерпевают определенные мутации и погибают. Если в подсознании какого-либо человека функционирует мем «тележки на колесе со спицами», то он в состоянии такую тележку в состоянии создать. Когда какой либо другой человек увидит данную тележку, он «заразится» мемом и сконструирует другую тележку. Затем этот процесс повторяться много раз.
В отличие от определений многих биологов, когнитивистское взгляд на мемы помещает их в царство незримого: мемы формируют своего рода «программное обеспечение» общественного сознания. В сознании зарождаются именно те формы, которые со временем материализуются в физическом мире и свои споры передадут другим людям. Можно с уверенностью заявить, что когнитивистское определение нам дает лицензию частных детективов.
Теперь мы можем вооружиться фотоаппаратом и наблюдать за определенными мемами: как заражение мемами воздействует на тенденции в поведении людей; как люди этот мем распространяют; как одни мемы конкурируют с другими — к примеру, мем консольного моста — с мемами подвесных мостов. По этой формуле мы понимаем, какой ряд особенностей мема привел к тому, что он «завоевал» широкое (или менее широкое) число умов по сравнению с мемами-конкурентами. В данном определении, существуют также терминологические загвоздки: мем, согласно когнитивистским формулировкам, распространяется благодаря «орудиям». Но определить данные «орудия» не так просто, как это можно сделать в биологии (там данные «орудиями» распространения ДНК и послужат отдельными организмами).
Передача новых тенденций (мемов) осуществляется не всегда так же просто, как к примеру в рассмотренных выше примерах (один человек толкает тележку на колесах, а другие в свою очередь ему подражают). Итак, если мем — это внутренняя программа человека, мы лбязаны обратиться к последним психологическим исследованиям и узнать, каким именно образом мы «программируемся» — другими словами, каким типом мемы передаются в наше подсознание. Ведь после того, как программы попадают в наше сознание, в комплексе личных поведенческих мотивов появляются помогающее косвенному распространению. И хотя в определенных случаях использование терминологии «орудие» может разъяснить картину,— к примеру, при описании поведения индивида или какого-нибудь артефакта, который способен инфицировать людей своими мемами,— чаще мемы становятся своего рода причиной разного рода действий, выстраиваих, как картинки в комиксе. Лишь в результате побочного действия своих функций данные мемы распространяются. Вагонные колеса, как реклама на TV,— это исключения посреди распространения мемов; общие принципы намного сложней.