Стратегия — одна из группировок мемов: гибкие правила поведения применимые на практике, которые вас учат, что можно сделать в строго определенной ситуации для скорейшего получения желаемых результатов. Например, за рулем поведение человека определяет сразу несколько так называемых мемов-различий, которые обладают связью между собой и с правилами вождения: светофоры, скоростные ограничения, разделительные линии и многое другое. Однако кроме того ваше поведение находясь за рулем определяется мемами-стратегиями. Если после проезда перекрестка вы хотите повернуть налево, а на светофоре красный, то сначала вы должны будете остановиться, а уже затем совершить поворот. Находясь на перекрестке, вы ожидаете, когда разъедутся все автомобили, оказавшиеся на нем до вас, и только после этого трогаетесь сами. На развязке кольцевой формы вы движетесь против стрелки часов. Вы снижаете скорость, если видите впереди себя дорожный патруль. При помощи перечисленных мемов-стратегий мы можем избежать дорожных инцидентов, добираемся до пункта назначения и не осуществляем плату штрафов полиции. Не так сложно убедиться, что каждый день эти стратегии «срабатывают» на уровне личного подсознания. Мы нередко наблюдаем такую картину: машина не превышает регламентированной скорости, однако водитель ее, завидев полицию, жмет на тормоз. Правила движения по кольцу в некоторых зарубежных странах достаточно тяжело даются людям из нашей страны по той причине, что они полностью «нарушают» сразу две три стратегий вождения, ими усвоенных до того. Если вы будете когда-нибудь наблюдать, как на узенький перекресток подъезжают 4 автомобиля единовременно, то вы сможете получить представление о том, насколько непредсказуемым становится человеческое поведение, когда неожиданно происходит ситуация, при которой наработанные мемы-стратегии никак нельзя применять.
Поскольку наше будущее не предсказуемо, мемы-стратегии весьма сложно назвать Вечной Истиной относительно того, как себя в этом мире вести. Более верным нужно было бы сказать, что все мемыстратегии исключительно приблизительно указывают принципы нашего поведения в данном мире, цель всех мемов — добиться ряда определенных результатов. Стратегия — это только наше представление ряда причин и вытекающих от них же следствий. Если вы «запрограммированы» отдельным мемом-стратегией, то на подсознательном уровне будете стараться себя вести таким образом, чтобы добиться желаемых результатов. Ваше поведение стоит у истока многих событий, благодаря чему данный мем-стратегия будет отнесен в сознание людей.
По мере изменения окружающего мира, как именно вы меняетесь и растете, изменяются и привычные следственно-причинные связи. Так, в частности, значительную часть стратегий поведения, относящихся к взаимоотношениям с многими людьми, мы усваиваем до 5-ти летнего возраста. В зрелом возрасте данные стратеги, уже не будут такими эффективными. К примеру, двухлетние дети часто «программируют» сознание мемом-стратегией, по правилу которой следует дуться и вредничать. Эту стратегию дети усваивают иногда благодаря многочисленным плохим примерам — от сверстников, иногда — методом ошибок, поскольку они точно знают, что их очень плохое поведение может принести им больше любви и внимания со стороны многочисленных родителей. Таким образом, этот мемстратегия становится составной частью его «программной базы», и малыш ждет удобного случая, чтобы наполную, применить его и благодаря нему добиться ожидаемых результатов. Мать общается по телефону? Нужно немного покричать. Разговор будет окончен, мать может уделить ребенку свое внимание. Другие женщины реагируют лучше на вспышки гнева, улыбки ребенка, лесть и сознание их детей «запрограммирываются» мемом-стратегией, для данного окружения. Поведение родителей предопределяет большую часть «программ» базового плана их детей. Через 30 лет этому мальчику исполниться 32 года. Представим, что на работе он сталкивается с определенными трудностями — ему кажется, что его недооценивают. Скорее всего, он в данный момент, как и прежде «запрограмммирован» той поведенческой стратегией, которую он усвоил в раннем детстве. Тем не менее, в рамках данного нового сценария поведенческая программа — дуться и вредничать — не сможет принести столь же неплохие результаты, как это было в два года. Основная сложность состоит в том, что данный 32-летний мужчина не осознает, что как прежде действует по правилу своих старых стратегий. А между тем в арсенале у взрослых людей имеются мощнейшие инструменты и орудия, влияющие на окружающую действительность, чем у детей в двух летнем возрасте. И главная проблема заключается в том, что наша голова переполнена старым мемом-стратегией, что в наших центрах офисного расположения слишком много таких, вредничающих, поддающимся гневным вспышкам, улыбающихся взрослых людей, которые таким образом весьма безуспешно пытаются удовлетворить те или иные личные желания.